%20 : Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлеем. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

Рождество Христово

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанной для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк.2).

"В чем же праздник Рождества Христова?" - можно задаться вполне естественным вопросом в эту Рождественскую ночь. Да прежде всего в том, что, несмотря на то, что Ирод и весь мир, казалось, ополчились тогда на этого беззащитного младенца, Он победил мир и превзошел ад. И дело было не только в том, что в пещере явился на свет Божественный Младенец, а дело было еще и в том, что рядом с Ним были те Люди, от жен рожденные, Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник, которым достало веры, достало силы духа превзойти все искушения этого мира и преисподней. Именно им двоим в тот момент довелось не только пережить великое счастье Рождества Христова, но и великое испытание, когда в их руки - руки человеческие - была вверена судьба мира; судьба нашего спасения; судьба Божественного Младенца.

Справедливо праздник Рождества Христова считается праздником семейным, символизирующим собой величие семьи, как малой Церкви. И мы, хорошо знаем, как трудно созидать эту семью в мире, в котором для большинства людей Христос не существует, ни как Бог, ни как Спаситель. И сегодня, когда, может быть, пройдет радость этого Праздника, радость этой службы и уже наступят будни, будни, в которых праздник церковный очень легко становится праздником мирским, бессмысленным и суетным, постараемся вспомнить все-таки о самом главном. История Рождества Христова заповедует нам помнить как неприложный закон бытия: великая радость рождения в мир Христа сопровождалась большим испытанием веры тех, кто связал себя со Христом уже тогда. Бог приходит в мир в качестве хрупкого, казалось бы, беззащитного Младенца тогда, когда человек является, по сути дела, совершителем прихода в мир Спасителя, как это стало с Пресвятой Богородицей. Спасение в этот мир приходит от Бога, но Бог настолько верит человеку, что вверяет Себя в его руки, самых разных людей и, в частности, так, как Он вверил Селя в руки человека тогда, когда пришел в это ненавидящий Его мир беззащитным Младенцем.

Кто тогда спасал мир: Богочеловек или люди, которые приняли в свое лоно Спасителя - трудно сказать. И праздник Рождества Христова напоминает нам об одной из величайших тайн христианства: сначала люди спасли в этом мире Бога, а потом Бог спас этот мир. И вот в этом замечательном соработничестве Бога и человека заключается смысл спасения. Пусть же сегодняшний праздник побудит нас быть соработниками Бога, и пусть память о Младенце-Христе сделает нас в отношении Христа хоть немножко похожими на столь самозабвенно преданных Ему Его земных родителей. И тогда радость Рождества Христова, радость тех, кто радовался с ним: и пастухов, и волхвов, и, конечно, Святого Семейства, - станет подлинной нашей радостью", пишет протоиерей Георгий Митрофанов.

"Когда пришел Мир к нам, - говорит святой Василий Великий, - и возвещено "Слава в вышних Богу, и на земли мир", тогда всякая ложь умолкла вдруг перед истиною, как мгновенно умолкает крик говорливых птиц, если откуда-нибудь является над ними орел".

Святитель Феофан Затворник пишет, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова - пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении. Вывод из слов святителя таков: если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели. Это состояние иначе называется смертью души: когда человек не чувствует, болен он или здоров? - только когда он мертв. Если же ты понимаешь, не умом только, но в самой глубине души чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои тяжкие - радуйся, грешник, веселись о воплощении Бога-Слова, потому что сегодня родился твой единственный Врач, чтобы исцелить тебя от греховных язв, воскресить погибающую душу твою!

Незаметно пришел Христос на землю: Он открылся только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня, потому что кто ищет Его? Кто увидел свою духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки Небесного Врача? Спала земля в Рождественскую ночь - спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают некоторых, чтобы они огляделись и ужаснулись своей погибели. Что мешает нам жить спокойно и радостно, предаваясь всем земным утехам? Когда мертва душа, беспокоит только одно - тело. Оно болеет, оно стареет, оно может умереть. Что-то можно исправить лекарствами, но только на время. Что делать, когда и сами органы тела не в силах выполнять своего назначения, когда не помогает лечение и они выходят из строя? Нужен донор. Если заражена кровь - нужен донор с чистой кровью, останавливается сердце - нужно новое сердце. Где взять? Хотелось бы все заменить, все обновить - люди с надеждой смотрят в будущее, ждут клонированных доноров, искусственных людей. Но кто клонирует нам новую душу, чтобы заменить эту - безнадежно большую?

Что увидим мы, если внутрь себя заглянем? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем (Ис.1,6), - таково состояние наше, изображенное пророком Исаией. Кто заменит наше сердце? Об этом спросил царь Давид, говоря: Сердце чисто созижди (т.е. создай заново) во мне, Боже. Он же просил: Приклони небеса Твои и сойди (Пс.143,5), и Господь исполняет это: наклоняет небо и сходит на землю, становится Человеком. Не переставая быть Богом, становится во всем, как я человеком, кроме греха. Стал единственным здоровым Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня обновить Собой.

Комментарии к статье
Оставить комментарий...
Православный календарь 2023
29 апреля 2024 - нов.ст.
16 апреля 2024 - ст.ст.
Понедельник
--
Страстная седмица. Великий Понедельник.
--
Мцц. Агапии, Ирины и Хионии.
Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других.
Сщмч. Константина Жданова, пресвитера.
Ильинско-Черниговской и Тамбовской икон Божией Матери.
--
Великий пост
Горячая пища без масла
--
Подробнее о сегодняшнем дне...
Реквизиты для пожертвований:
р/с BY90BLBB 3015 0200 2924 8300 1001
в Дирекции ОАО "Белинвестбанк" по Брестской области, код банка-отправителя BLBBBY2X УНП 200292483
--
Web Money:
wmr R246933753233
wmb B422910852288
wme E142191795777
wmz Z285079975719
Копирование и распространение материалов сайта приветствуется и поощряется.
2010 - 2024, www.radost-brest.com
Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ Русская Православная Церковь Детская православная страничка Православие.ru Древо, энциклопедия Православный образовательный портал Отцы.ру: неверующим о православных священниках Сайт Свято-Троицкого прихода города Бреста (Беларусь)